ALT Linux seminar, session 2

Oleg Broytmann phd на phd.fep.ru
Пн Июн 25 15:00:04 MSD 2001

Всем привет.

   20 июня 2001 состоялось второе заседание семинара. Алексей Новодворский
прочел лекцию "Философия проекта ALT".
   Вообще такую лекцию и с таким лектором мне не следовало бы описывать.
Это надо было видеть, в крайнем случае слышать. Тем более что лекция не
техническая, философская, ее надо воспроизводить дословно. Дословно я
заведомо не могу. Но я попытаюсь как смогу.

   Алексей начал с раздачи рекламных спичек. Первые два коробка достались
Андрею Савельеву и мне. Натуральные спички, даже горят, с надписями про ALT
Linux, и Free Software for Free People.
   Про это и была лекция. Не про спички, а про free software. Отчасти она
была и про free people, но вслух AEN этого не говорил, пытаясь не обидеть
присутствующих.

   Алексей начал с того, что подвел итоги предыдущего заседания. Итогами
стали: моя предыдущая заметка; анонимная запись где-то в форуме "это что -
математики писали?", сотрудники Института Логики однозначно восприняли это
как комплимент; и наконец самое главное - не менее трех человек начало
читать "Замок" Кафки, так что свою миссию ALT Linux выполнил и
перевыполнил. Пора двигаться дальше, но сначала Алексей предложил
оглянуться назад.

   В вводной части лекции AEN напомнил историю про Ричарда Столмана и
принтер Xerox. Известная история, RMS ее часто пересказывает. Однажды ему
понадобилось немножко перепрограммировать принтер. Спецификаций у него не
оказалось, и он, ничего не подозревая, написал на фирму просьбу эти
спецификации выслать. "А в ответ - тишина". В соседнем университете Ричард
нашел человека, знающего спецификации, и обратился к нему. Но тот ответил,
что связан обязательствами (выражение Non-disclosure agreement Алексей не
произносил, рискну написать его сам). "Вот те раз", - подумал Столман.
   Это было еще одной каплей, возможно последней, переполнившей чашу его
терпения и размышлений о Free Software.

   "Говорят", - продолжил Алексей, - "что традиции свободного обмена
программ пришли из мира науки. Традиции свободного научного поиска, обмена
идеями и так далее. Рискну с этим не согласиться. Тут все сильно зависит от
людей". Я лично, в свою очередь, отчасти с Алексеем соглашусь, и отчасти
возражу. Я проработал 10 лет в медицинском научном центре, и многого
навидался. Я думаю, медики в этом отношении люди особые, и такой грызни,
такого оттирания более слабых я нигде не видел. Например, защитить
диссертацию вперед начальника - не просто категорически запрещено. Это
значит нажить себе смертельного врага, а то и не одного. Любой менее
одаренный ученый, стоящий выше тебя на карьерной лестнице будет смотреть на
тебя как на личного врага. В этом смысле я с Алексеем соглашусь - все
сильно зависит от коллектива и от руководителя. Но все же методика и
результаты исследований публикуются, и широко обсуждаются на различных
семинарах, симпозиумах, конференциях.

   И вот Ричард Столман подумал примерно так. Современный мир враждебен
человеку. А раз нельзя в нем найти ту нишу, которая мне (и мне подобным)
нужна - надо попытаться ее создать.
   И родилось Free Software Movement.

   Теперь все зависело от руководителя. Уважаемый AEN пошутил, что в таком
вопросе лидер должен быть Томом Сойером - он должен красить забор с таким
видом, чтобы всем остальным тоже захотелось его красить, причем бесплатно.
   Алексей сказал, что критическая масса свободных программ была набрана
довольно быстро. С моей личной точки зрения это спорно. Я не уверен, что
она набрана даже сейчас. Будем надеяться, что набрана.

   Под конец вводной части Алексей сказал, что нынешнее устройство разных
сообществ сильно отличается. Взять для примера сообщество FreeBSD. Ведь в
России не сложилось активного локального сообщества пользователей, ни одного
активного сайта.
   Или, скажем, вообще сообщество UNIX. Оно очень иерархично, это особенно
видно с той стороны, которая обращена к пользователям. Письма новичков
начинаются с обращения "Здравствуйте, гуру. Только не бейте меня ногами, я
новичок". Да и вообще от слова "гуру" веет каким-то сектантством.
   Сообщество free software (продолжил лектор) устроено все же не так. Оно
и более активно, и менее иерархично. Возможно, это как-то связано с
основной лицензией, которую мы используем - GPL.

   На этом, если я правильно помню, уважаемый лектор вводную часть завершил,
и перешел к основной части. Алексей начал с рассказа о том, что есть
коммерческая фирма ALT Linux, и что есть проект ALT, и что хотя у них много
точек пересечения, это не одно и тоже. У проекта ALT есть свои цели и
задачи, а для того, чтобы объяснить их, надо рассказать про проект
Sisyphus (http://altlinux.ru/index.php?module=sisyphus).
   Sisyphus - это поддерживающее целостность (то есть непротиворечивое)
дерево пакетов. Надо хорошо понять, что Sisyphus - не дистрибутив. Это
дерево пакетов. Из него можно делать дистрибутивы, универсальные и для
частных задач, но сам Sisyphus не дистрибутив. (Уважаемый лектор привел
множество технических деталей, но я их здесь опущу).

   Sisyphus был начат Институтом Логики и фирмой ALT Linux, а теперь вокруг
него уже сложилось сообщество пользователей и даже разработчиков. Алексей
сказал, что к сегодняшнему дню Sisyphus стал одним из четырех самых полных
наборов пакетов (конечно, вместе с Дебианом; Алексей назвал еще 2, но я их
проморгал).
   Конечно, никакая фирма в одиночку не справится с поддержкой такого
гигантского дерева пакетов - нужно привлекать на помощь сообщество
разработчиков. Так вот задачей проекта ALT и является создание такого
сообщества, а буде оно создано - передача ему Sisyphus'а.

   Во время этой лекции и после нее лектора забрасывали вопросами,
большинство из которых было удивительно глупыми. Не знаю в чем дело, на
первом заседании вопросы были куда вразумительней. В этот раз вопросы
задавали люди, у которых в головах удивительная каша. Они путали Linux и
BSD, ядро и операционную систему, дистрибутив и менеджер пакетов. А также
проект ALT и фирму ALT Linux, что, возможно, простительно, поскольку
разница эта была оглашена только что. Алексей воспринимал эти вопросы с
удивительным терпением.
   Из всех вопросов один повторялся рефреном: "Ну вот вы создали этот ваш,
как там его... Sisyphus. И что? Зачем он мне? Почему мне им обязательно
пользоваться?". На все эти вопросы AEN каждый раз отвечал приблизительно
так: "Да вовсе не обязательно. Вполне возможно, что именно вам и не над им
пользоваться, а надо вам пользоваться RedHat'ом, или там Дебианом".

   Конечно, не все пользователи free software стали free people, и
некоторым непонятно, как это кто-то что-то делает, и не убеждает меня и
всех остальных, что он делает самое лучшее, и нам немедленно надо все наше
бросить, и присоединится к нему. Но среди всех подвопросов один возник
интересный. Ведь все-таки все ОС, все дистрибутивы, все наборы пакетов
имеют в основе какую-то идею, какую-то философию. Вот какая философия,
какая основа положена в основу Sisyphus? Ясного ответа на этот вопрос я не
услышал, может, просто проморгал, или не понял. Туда надо заглянуть, и
попытаться понять.

   В связи с летом и периодом отпусков работа Семинара откладывается до 22
августа.

Oleg.
----
     Oleg Broytmann            http://phd.pp.ru/            phd на phd.pp.ru
           Programmers don't die, they just GOSUB without RETURN.